Доброго времени суток. Моей дочери 7 лет. В 6,5 пошла в школу. Начались проявления невроза. Дочь выдирает волосы и суёт в рот. В школе учиться по ее словам ей нравится. У меня мама бывший педагог и домашними занятиями занималась она. Соответственно, ребёнок пошёл в школу и умел писать, читать, считать и тд. Я от мамы слышала иногда в адрес внучки: «твоя мама писала чище и аккуратнее…», но не думаю, что это повлияло на самооценку ребёнка. Стараюсь не делать замечаний дочке по проявлениям невроза. Но что я делаю в воспитании не так не знаю. Сейчас дочь ходит в лагерь при школе и ей нравится. Я сегодня спросила дочь, что на неё повлияло, она ответила- бабушка с ее заданиями. А сегодня заметила нервозные проявления, когда она играла на планшете. Телефон и планшет у неё появились именно в этом году, когда пошла в школу. Могут ли гаджеты являться причиной невроза? Как исключить их или хотя бы уменьшить время? Так как сейчас при ограничении времени начинается истерика. Телефон нужен для связи родителей и дочки так как мы работает далеко от города нахождения ребёнка и уезжаем утром рано и приезжаем вечером. Ребёнок настаивает на самостоятельности и хочет из лагеря ходить домой одной.
Здравствуйте, mamochka.
А что говорят школьные педагоги о том, как занимается Ваша дочь? Какая она на уроках? Активная или тихая, сама поднимает руку или ждет, когда ее спросят? Какие занятия любит, какие — не очень?
Домашние задания Ваша дочь выполняет под присмотром бабушки или Вашим, или сама?
Мама в детстве и с Вами занималась, насколько я понимаю? Или Вы учились сами, без маминой помощи и контроля?
Во что Ваша дочь играет на планшете и сколько времени в день?
Есть ли у нее друзья-подруги в школе? Вы их знаете? Какие они?
Добрый вечер. Дочь учится хорошо. Учитель отзывается хорошо. На уроках не активная. Я была такой же в школе: про меня говорила учитель «знает, но молчит». Любит математику, не любит писать. Домашние задания делала с бабушкой, когда мы были на удаленке дома работали, то дочь ждала вечера, когда либо я, либо муж будет с ней делать уроки. Я пыталась приучить ее делать уроки самостоятельно, но она не будет. В итоге с ней заниматься стал муж. Дочь может пойти с несделанными уроками в школу и не будет переживать, как я бы переживала. Так было со сбором портфеля: я перестала собирать портфель и дочь пошла в школу с пустым. Теперь собирает портфель муж… Со мной в начальной школе больше занимался отец. Мама до поздна была либо на работе, либо на курсах в командировке, либо проверяла тетради и готовилась к урокам. В старших классах я занималась самостоятельно. Дочь играет в майнкрафт, строит дома, домики для животных и тд, любит все, что связано с животными. Я думаю, что дочь хочет, чтобы у нас дома была кошка или собака. Но нам не признаётся в этом. Бабушке сказала, что родители все время на работе и все равно домашнего питомца не заведут. Но дочка видит всех собак и кошек в округе, когда гуляем, изучает их породы, спрашивает клички и тд. Игры устанавливает тоже про собак на телефон и планшет. Я установила ограничения на телефон в будни час и в выходные два часа. Она часто просит ещё 5 минут. В лагере у дочки была подружка, с которой они вместе играли в одну игру, делились друг другу у кого что в игре построено. Учитель говорит, что дочь хорошо со всеми общается в классе. Но подруг прямо подруг у неё нет. То одна девочка, то другая… Вот с девочкой с лагеря просится гулять после школы. Так как меня и бабушку не устраивает учитель, то я спрашивала дочь, как она относится, если я ее переведу в другую школу, но дочь ответила категорично против.
Здравствуйте, mamochka.
А что не так с учителем? Чем он или она не устраивает Вас и бабушку?
Когда Вы прекратили собирать ей портфель, Вы просто в один прекрасный день его не собрали и все? Или как?
Добрый день. Учитель? Дочке она нравится. Но нет организации, даже первоклашки ее не слушают. В начале года у детей не было ни физкультуры, ни рисования, ни «трудов». Только русский и математика. И так пол года. На родительском собрании, который потребовали возмущённые родители, на мой вопрос администрации почему нет этих предметов для всестороннего развития ребёнка администрация только узнала об этом и сказали, что разберутся. Учитель призналась мне в беседе, что первый раз эта программа и она ее не знает. В итоге весь год отставали. Моя мама, смотрела тетрадки и когда заменяла другая учитель говорила — вот тут толковый учитель, все отмечено, на слоги поделено и тд. В начале года вообще был неприятная ситуация. Детям в первом классе оценки не ставят. Но учитель просила завести блокнот и периодически начала ставить отличившимся отметки. В итоге однажды в начале года она сказала всем достать блокноты, дочь обрадовалась, что поставят отметку, а учитель вызвала несколько человек, поставила самым активным. В итоге — ребёнок пришёл домой в истерике, я не могла работать так как дома стоял плачь ор и я никак не могла ее остановить. Я обратилась за помощью к маме. Она час ее успокаивала, не выдержала и позвонила директору школы, которая была бывшей ученицей моей мамы. Мама моя опытный педагог с большим стажем и знает всех учителей в городе и могла бы устроить дочь к хорошему педагогу. Но мы выбрали школу рядом с домом, чтобы дочь одна могла ходить в школу. С учителем я пока спокойна потому что мама дополнительно занимается с дочкой. Портфель? Я предупредила дочь, что нужно ей самой собирать портфель и что не буду в этот раз его собирать. Говорила дочке не один раз. Так и с уроками — не сяду с ней делать урок и она не вспомнит пойдёт не сделав в школу. В этом мы с ней разные. У меня гиперответственность. Я бы и ночью встала учить, если вспомнила. Я думаю, что мы рано отдали дочь в школу 6 лет и 8 мес, надо было годик в садик походить.
Здравствуйте, mamochka.
То есть Вы предупредили дочь, что не будете собирать портфель в какой-то определенный раз. До этого собирали, а потом раз — и не буду. Я правильно Вас поняла?
Или Вы ей несколько раз говорили, что не будете собирать, но тем не менее собирали, а потом в очередной раз сказали, что не будете — и не собрали? И дочка ушла с пустым портфелем. Как было дело?
Селена, добрый вечер, я ежедневно просила дочь собрать портфель самой. Часто собирала сама, но просила рядом дочь постоять и собирать вместе. Но… ей это было не интересно. В один вечер я предупредила, что больше собирать портфель не буду и что в школу пойдёт с пустым. В итоге перед самым выходом утром портфель собрал муж. И с тех пор собирал он. Я отвечала за контейнер с завтраком и воду. Я несколько раз обращала внимание дочери, что папа закидывает все в одно отделение, тетради мнутся и лежат вне папки, что в портфеле все комом… Но дочь отвечала, что так нормально. У нас вообще в детской комнате на мой взгляд бардак, но понимаю, что для дочки это порядок: у нас все для собак — домик для собак, игрушки для собак, одежда для собак, которую она сама изготавливает. Мы скупили уже все игрушки собак, что были в близ лежащих магазинах. Тут собачки кушают, тут гуляют, тут спят… В телефоне в играх собаки, на улице она кругом видит собак и обсуждает их породу.
Добрый день, mamochka.
Вероятнее всего, выдергивание волос Вашей дочери обусловлено тем, что ей все хоть немного, но недовольны: бабушка сравнивает ее с Вами — и сравнение не в дочкину пользу (мама писала аккуратнее), Вы сравниваете ее с собой и то же самое (я бы всю ночь учила). Может, только учительница ей довольна. Но Вы с бабушкой недовольны учительницей и, возможно,скоро и этой отдушины у дочки не останется.
При этом дочери в той или иной форме делаются замечания, у нее копится напряжение, а у Вас раздражение. Немудрено, если скоро вся семья будет выдергивать волосы)))
Проблема в том, что все вы (и дочка,похоже, тоже) ориентированы на результат: сделанный урок, собранный портфель и т.д. Но когда мы что-то делаем, мы должны получать удовольствие от самого процесса. Тем более когда мы что-то новое осваиваем. Это касается и взрослых и детей. Но…
Вы не получаете удовольствие от процесса сбора дочкиного портфеля. Скорее, это Вас раздражает. И, видимо, раньше (когда собирали) тоже не получали. Поэтому Вы не смогли передать это удовольствие дочери. Неудивительно, что она не рвется делать это неприятное дело)))
Если бы Вы кайфовали от сбора ее портфеля в самом начале и иногда позволяли бы ей приобщиться к этому приятному и увлекательному занятию, то она «отжала» бы у Вас это занятие. Вы же изначально превратили это в обязанность, которую сначала несли сами, а теперь пытаетесь спихнуть на ребенка. Вот она и сопротивляется.
Точно так же она сопротивляется обязанности делать уроки. Из увлекательного занятия выполнение домашних заданий сразу же превратилось в нудную обязанность.
А вечное недовольство ею со стороны взрослых заставляет ее саму тоже быть недовольной собой — всегда, когда она не получает какого-то результата или результат не настолько хорош, как у других, или каким мог бы быть. Поэтому она пребывает в таком напряжении не только с вами или бабушкой, но и с самой собой (когда играет или еще что-нибудь делает, где должен быть результат).
Чтобы ей помочь, Вам надо бы сначала самой вспомнить, от какого занятия Вы сами получаете удовольствие — независимо от результата и вообще от того, есть этот результат или нет.
Добрый вечер. Селена, я люблю плавать. И была история с плаванием дочери… Дочь ходила на танцы и после завершающего концерта за год больше не стала ходить. Я думаю, что не захотелось ей танцевать из-за того, что ее не считали лучшей и ставили не на первую линию. Я записала ее учиться плавать в бассейн. Она научилась плавать, тренер ее хвалила. Но дочь очень боялась плавать на глубину, ужасно боялась. Мы семьей летом останавливались в отеле с бассейном в Москве, ходили купаться и дочь опять загорелась плаваньем, вспомнила как ей нравится купаться и нырять. И торопила меня: запиши ее скорее. Поэтому прямо 1 сентября мы помчались в бассейн. Боязнь глубины куда то делась, она плавала. И тренер стала готовить их к соревнованиям. И девочка, с которой дочь была одного возраста обгоняла ее, когда они плыли на время. И дочь перед соревнованиями категорично заявила, что хочет бросить плаванье и срочно записать ее на карате, куда ходит ее подружка Маша. Больше плавать она не ходила… Зато сейчас стоит жара и каждый вечер дочь меня зовёт на речку купаться, ей так нравится купаться и нырять… Мне только так не нравится — я не плаваю на глубину, так как контролирую дочь, чтоб не заплыла на глубину.
Здравствуйте, mamochka.
Как видите, если не требовать результата — от себя или дочери — то процесс освоения идет лучше. И сам по себе приводит к результату — например, Ваша дочь и любит, и умеет плавать. С танцами так не получилось, потому что желаемый результат — быть примо-танцовщицей — для Вашей дочери оказался важней процесса.
У нее слишком много таких занятий, где результат для мамы, бабушки, и нее самой важнее процесса. Попробуйте это переиграть. Сначала надо поработать с собой.
Вы учились, чтобы Вам и Вашей маме не было бы стыдно за Вас. Поэтому Вы не ложились спать, не сделав уроков или не собрав портфеля.
А удовольствие от процесса узнавания чего-то Вам знакомо в школе? На каких уроках Вам было интересно просто что-то узнавать или чему-то научаться или вообще просто заниматься? Что это были за уроки?
Добрый вечер, я бы не сказала, что училась, чтобы не было стыдно. Я просто училась, это было не трудно. Не любила гуманитарные типо истории, ее приходилось чуть ли не зубрить. Задачки по геометрии решала до поздна и не потому что стыдно, а потому что как не решить. И заметила удивительную способность мозга: решаешь задачу, не можешь решить, ложишься спать и на утро встаёшь и записываешь ответ к задаче — видимо, ты спишь, а мозг продолжает решать…Дочь такой настойчивостью не обладает — не решить и ладно. Меня, кстати и пугает в дочке — не прима балерина, брошу танцы, плавает лучше соседка — уйду из бассейна, на карате сказали, что скоро надо сдавать на пояс и брошу карате. В итоге сейчас дочь просит записать ее в школу искусств рисовать. Думаю, что когда надо будет рисовать по правилам, то она бросит. Про удовольствие собирать портфель? Не знаю такого удовольствия — просто надо для учебы и характер разложить все по папочкам, пеналу и тд. В школе мне нравилась математика, компьютеры. Дочь тоже больше любит математику. Но что же делать с письмом, если это не нравится? Мама моя в детстве подсовывала мне книги интересные, чтобы я читала больше. Только как с интересом собирать портфель? Даже в начале учебы, когда новые яркие ручки и карандаши специально для первоклашки, тетрадки с картинками из мультфильмов не привлекали к сбору портфеля.
Здравствуйте, mamochka.
Вы написали: «Задачки по геометрии решала до поздна и не потому что стыдно, а потому что как не решить.» Что Вы имели в виду? Можете рассказать подробнее?
«Меня, кстати и пугает в дочке — не прима балерина, брошу танцы, плавает лучше соседка — уйду из бассейна, на карате сказали, что скоро надо сдавать на пояс и брошу карате.»
А Вы как поступили бы на ее месте?
«Про удовольствие собирать портфель? Не знаю такого удовольствия — просто надо для учебы и характер разложить все по папочкам, пеналу и тд.»
А раскладывать все по папочкам и пеналу Вам нравилось? Вы удовольствие получали от этого раскладывания?
Добрый вечер. Про задачку по геометрии — увлекаешься решением, пробуешь разные пути. У меня папа решал очень медленно, прочитает весь учебник, но решит любую задачу. Однажды я не могла решить уравнение, подружка позвала гулять, я прихватила на прогулку тетрадь с пробой решения. Сели с подружкой на берегу речки на переверную лодку, пробуем решить, ну никак не получается. Рядом гулял мужчина с ребёнком, увидел, подошёл и стал с нами решать… В итоге этот мужчина решил, что в уравнении ошибка и вместо минуса нужен плюс и тогда все легко решается. В школе нам подтвердили, что ошибка в учебнике. Но решала то я это уравнение не из-за того, что стыдно не решить.
Как бы я поступила на месте дочки? Я продолжала ходить в бассейн и бороться с девочкой одноклассницей на соревнованиях. И бросила бассейн не из-за того, что проиграла, а потому что в нашей группе не осталось ни одной девочки. И то у меня ломка была когда бросила — очень тянуло плавать. Но меня тренер предупреждала, что будет ломка без плавания. Про удовольствие складывать портфель — не помню такого удовольствия, делаешь на автомате, как утром зубы почистить. А разложить по полочкам, по папочкам — это свойства характера.
Здравствуйте, mamochka.
«Я продолжала ходить в бассейн и бороться с девочкой одноклассницей на соревнованиях. И бросила бассейн не из-за того, что проиграла, а потому что в нашей группе не осталось ни одной девочки.»
А танцами, карате и рисованием Вы занимались? Или еще чем-то — когда бросили бассейн?
Здравствуйте, Селена. После того, как бросила бассейн, то уже никуда не ходила — только в старших классах на факультатив по танцам в школе.
Здравствуйте, mamochka.
Смотрите, что получается: Вы проявили упорство, но все же вынуждены были оставить бассейн. Что у Вас осталось в итоге? Умение плавать, удовольствие от плавания. Ну и опыт борьбы за первенство с соперницей, развитие воли к победе.
Ваша девочка упорства не проявила и тоже бросила бассейн. Что у нее в итоге осталось от бассейна? Умение плавать, удовольствие от плавания. Без опыта борьбы за первенство.
А зачем люди ходят в бассейн? Чтобы уметь плавать и получать удовольствие от плавания.
В итоге и Вы, и она это получили. Вы кроме того развили свою волю к победе и успели позаниматься танцами, а Ваша дочь кроме того успела попробовать себя в танцах, карате, рисовании и, возможно, успеет что-то еще. Ведь у нее впереди еще много школьных лет.
Детство — это как раз то время, когда можно пробовать себя в разных занятиях и когда необязательно добиваться во всех этих занятиях успеха. Но Вас чересчур беспокоит и даже, похоже, раздражает, что она так «скачет» с одного на другое, а толку нет, что воли к победе у нее нет, упорства в достижении цели нет, что она не такая, как Вы.
И Ваше беспокойство и раздражение передается ей. Ее так же, как и Вас (правильнее сказать — вслед за Вами), нервирует, что она — не победитель.
Естественное напряжение в ситуациях, когда что-то не получается, у нее сразу переходит в раздражение, направляется на «виновника» — на себя, и выливается в самоповреждение. Она себя так «наказывает» (разумеется не отдавая себе в этом отчета).
Волю к победе можно развивать. Но Вы (и бабушка), имея в памяти пример Вас в детстве с самостоятельно развившейся или врожденной волей к победе, не стремитесь ей помогать в этом. Вы хотите, чтобы у нее это было сразу. Но дети разные: у Вас было так, у нее — иначе. Такими сравнениями, которые всегда не в пользу ребенка, можно разрушить доверительность между родителем и ребенком. А без доверия (когда девочка во время любых занятий, требующих усилий, находится в ожидании упрека от родителя или нелестного сравнения с ним) развить то, что находится в зачаточном состоянии крайне сложно.
Пока еще можно исправить (хотя бы частично) то, что уже сделано. Для этого сначала спросите себя: Вы правда хотите, чтобы она стала профессиональной танцовщицей? художницей? каратисткой? пловчихой? Если нет, то не требуйте и не ожидайте от нее первенства,победы в соревнованиях и прочих показателей успеха. Выключите это в себе и не транслируйте, что она должна должна быть упорной в достижении поставленной цели. И цель»выключите». Потому что цель в данном случае — не успех и не победа. Цель занятий — просто развитие.
Если Ваша дочка научилась плавать — то цель занятий в бассейне достигнута. Если девочка стала лучше двигаться, пластичнее, изящнее, чем раньше — то танцы сделали свое дело. Если из-под ее кисти выходят интересные картины — рисование дает плоды. Почаще спрашивайте, что на этих занятиях ей нравится делать, что очень-очень нравится, что просто интересно. Если ОНА заведет речь о том, что не получается, успокаивайте ее, а не требуйте проявить упорство и не сравнивайте с собой. Говорите, что поначалу у всех не получается или у одних сразу получается одно, у других другое, но со временем получается все и у тех, и у других. Ваша задача снизить напряжение и страх неудачи в тех случаях, когда они есть. И укрепить интерес в тех случаях, когда он имеется. Это делается только на позитивных примерах и желательно на тех, где участвует она сама (а не более упорная мама или более компетентная бабушка). Например, у нее не получается (или она уклоняется) рисовать по правилам. Говорите: «Да ладно, это поначалу кажется сложным, а потом сама увидишь, как это легко. Помнишь, как раньше у тебя не получалось смешивать краски, а сейчас ты это делаешь как настоящий мастер. Так и здесь».
Собирать портфель тоже надо позитивно. Это должно быть весело, лучше если это будет игрой, а не скучной обязанностью. Не взывайте к ее совести. Не призывайте ее к ответственности. Просто учебный год начните с совместного собирания портфеля.
То есть Вы вечером зовете ее собирать портфель. Но только не говорите «Сейчас я научу тебя собирать портфель». Или «Отныне собирать портфель будешь ты». Просто зовете и говорите «Сейчас МЫ соберем портфель» (МЫ — это Вы и она, или Вы, папа и она, или даже Вы, бабушка, папа и она). Это должно быть что-то вроде игры.
Например, правила такие: мама смотрит в расписание, громко читает предмет, находит к нему учебник и кладет на стол. Ребенок находит тетрадку к тому же предмету и тоже кладет на стол (или сразу в папку). Потом папа громко читает предмет и находит к нему учебник, ребенок аналогично находит тетрадку. И так, пока предметы с учебниками не кончатся. Если есть предмет физкультура, то Вы задаете вопрос: А разве есть учебник по физкультуре? Ребенок говорит, что нет (возможно смеется над странностями мамы — тогда можно считать, что что у Вас получилось превратить собирание портфеля в интересное занятие). Вы: А что тогда надо брать на физкультуру, если учебника и тетрадки нет (только не назидательным тоном, а реально вопросительным, недоумевающим). Если ребенок перечисляет что именно надо брать, тогда Вы: «Точно! И как это я забыла! Ну тащи скорей!» То же самое с другими предметами, где требуется что-то иное (не учебник и тетрадка). Когда все предметы собраны на столе — переходим к собиранию пенала. Если ребенок уже включился в игру, тогда Вы задаете вопросы: А на математике (русском, английском) вы устно решаете задачки или пишете? При ответе «пишем», Вы говорите: «Тогда мы с тобой забыли кое-что важное взять». Хорошо, если ребенок сам догадается про ручки и карандаши. Если не догадается — даете подсказку: «Чем же ты будешь писать?» Собираете пенал, используя наводящие вопросы: А если надо будет чертить? (линейка) А вам разрешают стирать, если что-то неправильно нарисуешь? А чем? (ластик). У тебя карандаш никогда не ломался? У меня часто ломался, но у меня всегда с собой была волшебная… (точилка) и т.д.
Описываю я все долго, но на практике это должно занимать не более 10 минут. Если что-то где-то застопорилось, помогаете ребенку найти (без раздражения, не спеша, желательно с игровыми элементами-приговорами: где же ты, тетрадка по математике, куда спряталась? Выходи, мы тебя все равно найдем!»
Когда все собрано, складываете в портфель тоже вместе. Например, Вы его растопыриваете, ребенок кладет. Или Вы кладете, ребенок подает — сначала учебники, потом тетрадки, потом пенал.
Три дня минимум схема игры должна быть одна и та же. Потом (через 3-4-5 дней) схему надо поменять. Например, читаете расписание по очереди с дочерью. Когда Вы ищете учебник, она ищет тетрадь, как и раньше. А когда она читает, то она ищет учебник, а Вы — тетрадь.
Потом (через 3-5 дней) снова меняете схему: читаете по очереди, но она начинает читать первая. Потом читаете расписание по очереди, но кто читает предмет, тот находит и учебник и тетрадь. Главное, чтобы было нескучно. Я думаю, Вы и сами сможете придумать, как менять правила. Но не меняйте правила каждый день — для закрепления нужно не меньше 3 дней. И не забывайте задавать вопросы (которые должны быть не «родительскими», а игровыми и помогать ребенку САМОМУ сориентироваться)
Такое совместно собирание портфеля должно продлиться месяц-два. Напишите, как получается, когда начнете.
Добрый вечер! Во первых за летние каникулы невроз отступил, дочка перестала делать это… Дочь стала очень общительной за лето, стали отпускать ее одну гулять у дома, появилось много знакомых детей с которыми она любила гулять: как дома, так и у бабушки. У бабушки во дворе появилась подружка — девочка из Питера, которая на лето к бабушке своей приехала. Было тяжело им прощаться перед началом учебного года. Плюс море и отдых сделали своё дело. Во вторых, сменился класс и учитель. Открыли в школе ещё один класс из-за большого количества учеников в классе и дочь перевели туда. Учитель новый нам нравится: все четко, организованно. Учится дочь нормально. На вопрос нравится ли эта учительница отвечает, что и прошлая и новая одинаковые. Портфель стараемся пока собирать вместе: я диктую, она собирает. В школе меня напрягает требования отсчета в тетради линеечек и клеточек между, слева, справа по нормативу. Я считаю, что нужно учить предмету, а не запоминать кол-во клеток. Мой жизненный опыт был в том, что учитель который мне снижал оценку за то, что писала на каждой клетке не давал знаний по математике. И наоборот, математик который не обращал внимание на клетки за два года научил нас всему курсу математики.
Здравствуйте, mamochka.
Соглашусь отчасти с Вами насчет отсчета клеточек. Если за это будут снижать оценки, это нехорошо, поскольку к знаниям не имеет никакого отношения. Но если это просто требование, побуждение, настоятельная рекомендация, то это правильно. Визуальная дисциплина в тетради приучает к дисциплине вообще. Это как бы части одного целого: отступы в тетради, запись домашнего задания, режим дня, выполнение домашних заданий ежедневное, собирание портфеля с вечера и т.д. и т.п. Так что если оценки за это не снижают — то я бы рекомендовала Вам поддерживать эти требования, а не противодействовать им.
С собиранием портфеля Вы пробовали уже меняться — они диктует, а Вы собираете? Или еще нет?
Добрый вечер. Оценки учитель сказала не будет снижать за клеточки первый месяц. И даже на первом родительском собрании этим клеточкам уделили самое большое внимание — муж пришёл с собрания с листком с макетом отсчета этих клеток. Я задала вопрос учителю для чего это? Но в ответ: я объясняла на собрании, что так «положено», есть требования. Я лояльно отношусь к учителям, они в нашей стране работают на энтузиазме, а тут ещё «требования» даже без понимания для чего это.
С портфелем пробовали уже и первый и второй вариант. Но радости у ребёнка это не вызывает и если я не начну эту игру ‘собери портфель» — играть дочь в неё сама не станет. Интересно ей было только в начале сентября, когда мы клеили наклейки на все предметы, собирая портфель — с изображением животного и написанием имени дочери
Здравствуйте, mamochka.
«С портфелем пробовали уже и первый и второй вариант. Но радости у ребёнка это не вызывает и если я не начну эту игру ‘собери портфель» — играть дочь в неё сама не станет. Интересно ей было только в начале сентября, когда мы клеили наклейки на все предметы, собирая портфель — с изображением животного и написанием имени дочери»
Вообще-то перед вами не стоит задача вызывать постоянный дикий восторг у ребенка при собирании портфеля. Задача — научить ребенка делать это не из под палки, не уныло и самостоятельно.
Расскажите мне правила вашей игры при собирании портфеля — по первому варианту и по второму.
Добрый вечер. Эти варианты для нас не новость, так как раньше мы всегда таким образом собирали сумку для бассейна: у нас был список с плавательными принадлежностями, полотенцами и тд. Дочь зачитывала список, я искала вещь и говорила : есть. Иногда наоборот — я проговариваю список, а дочь складывает в сумку вещь. Со школой — читаю список предметов из дневника, а дочь складывает учебник+ тетрадь на печатной основе+ просто тетрадь. Если складываю я, то просто тетрадь я кладу в отельную папку, если дочь складывает, то все скопом.
Еще дочь не делает уроки самостоятельно, только с бабушкой, мамой, папой английским или окружающий мир. Я же вспоминаю себя, то делала уроки самостоятельно.
Здравствуйте, mamochka.
А Вам самой весело в таком режиме собирать портфель? Удается ли вам с дочкой в процессе над чем-то посмеяться?
Добрый вечер, ничего веселого. Ребёнка удаётся на 5 минут утянуть от ее любимого майнкрафта по ютубу, чтобы собрать портфель. У неё в руках планшет, а на большом экране телевизора ютуб. Поэтому нужно быстро покидать в портфель и бежать обратно
Здравствуйте, mamochka.
Понимаете, если ни Вам, ни дочке не бывает весело в процессе совместного занятия (сбора портфеля или еще чего-нибудь еще), то дело не только в портфеле или дочкином отношении к учебе. Налицо более серьезная проблема — отчуждение. И, как правило, начинает его не ребенок. Есть какие-то дела, которыми Вы занимаетесь вместе с дочерью и при этом Вам и ей хорошо и весело?
Доброе утро. Мы любим ходить гулять, покупать какие нибудь мелочи в магазине, затем зайти в кафе и съесть пиццу или заказать домой что-то вкусненькое. Или берём рулон бумаги и рисуем большую картину с какими нибудь черепахами, динозаврами. Или дочке нравится снимать свой «канал». Это она рисует или что-то показывает и рассказывает и просит меня снимать на телефон, типо видео для ее блока. Или делаем друг другу прически с разными заколками и резинками. Или из теста вырезаем формочками печенье.
Здравствуйте, mamochka.
А Вам из этого что нравится делать? Вряд ли съемки для ее «канала» для Вас — что-то захватывающее. Вы от чего получаете удовольствие из перечисленного? Кроме гулять по магазинам и заходить в кафе — полагаю, что без дочки эти занятия были бы не менее, а может и более привлекательные для Вас.
Добрый вечер. Мне нравится все перечисленное, и снимать «канал» — интересно наблюдать за ее рассказом и как она готовится, придумывает что показывать. Во время приготовления чего либо — часто начинаю нервничать, что не отмою кухню.
Здравствуйте, mamochka.
Смотрите, Вы перечислили занятия, в которых над Вами не висит никакого «надо». Как только оно появляется в мыслях — например, надо, чтобы кухня была чистая, надо отмывать кухню — то сразу на смену интересу и удовольствию приходит беспокойство (а за ним, может быть, и раздражение).
Возможно, в детстве родители (а может, и учителя) делали упор на это слово. И Вы приняли это мировоззрение: что жизнь — это череда «надо» с некоторыми редкими «проталинами», когда можно делать не то, что надо, а то, что хочется. В действительности «надо» и хочется» — не противопоставлены друг другу. Но многие родители их противопоставляют в разговоре с ребенком — в его воспитании. Например, сначала сделай то, что надо (типа — выучи уроки), а потом будет делать то, что хочется (типа — гулять с друзьями. На самом деле ребенку надо и уроки учить, и на свежем воздухе гулять не менее 3 часов в день, и с друзьями общаться — для адекватной социализации, которая позволяет легче добиться успеха в жизни и преодолевать ряд проблем.
Но в представлении многих людей выполнить домашнее задание (за которое могут поставить плохую оценку завтра-послезавтра) важнее, чем правильно развиваться и получить навыки, за которые поставить оценку жизнь — когда нибудь. Потому что за плохую оценку будет стыдно / будут ругать, а за недоразвитие каких-то способностей или непроявленность каких-то личных качеств ничего никому не будет — ведь никто не знает, что они могли бы быть, если бы человек развивался в других условиях.
Вам мировоззрение перекосили в детстве в сторону «надо» в ущерб «хочется». Но это не значит, что Вы не можете это изменить. И конечно, не значит, что Вам надо свою дочь по тому же пути вести — чтобы при слове «надо» сразу возникало беспокойство, раздражение, а удовольствие улетучивалось.
Попробуйте такое упражнение: когда у Вас возникает беспокойство или раздражение, поищите в голове это слово «надо». Например, Вы с дочкой делаете печеньки и вдруг — беспокойство. Ищете с чем оно связано — надо будет отмывать кухню после всех этих игр.
Иногда это «надо» Вы будете находить там, где речь идет не столько о Вас, а о других. Например, надо чтобы дочка собрала портфель, надо чтобы муж вынес мусор, надо чтобы мама сходила в поликлинику и сдала анализы. В таких случаях беспокойство и раздражение бывают еще сильнее, потому что там сразу 2 надо. Надо чтобы дочка собрала портфель и надо мне ее заставить.
Напишите мне, какие «надо» Вам удастся в себе обнаружить за неделю. Обращаю Ваше внимание, стартуем от раздражения или беспокойства (ибо не всякое слово «надо» в лексиконе — проблемное).
Добрый вечер. В моей жизни есть «надо». Не думаю, что есть люди которые делают только то, что нравится. Вечером мне «надо» накормить ужином мужа. Утром «надо» ехать на работу рано, а дочка капризничает, не выспалась, не хочет одеваться, а надо ей волосы успеть причесать и не опоздать на работу. И естественно, раздражение появляется. Муж делает все на автомате с утра, что бы ни было утром уходит греть машину на улицу. А мне «надо» собраться самой, собрать дочь. И успеть выйти в определенное время, чтобы не выслушивать пол дороги от мужа, что выехали поздно и уже много машин и на перекрёстке долго ждать.
Здравствуйте, mamochka.
Не думаю, что есть люди которые делают только то, что нравится.
Уже сама эта формулировка говорит о том, что «надо» и «хочется» (то есть нравится) у Вас противопоставлены. Иными словами «надо» мыслится как «не хочется»/не нравится).
Попробуйте из того, что Вы описали как «надо», найти то, что Вам еще и хочется/нравится.
Например, сейчас кормить мужа ужином мыслится как «надо» — типа » Я бы с удовольствием в ванне полежала, книжку почитала, телек посмотрела, но надо кормить мужа ужином; мне не хочется, а надо.
А теперь представьте себе, что муж (хороший, любящий) допоздна работает, приходит, часа в 3 ночи, потом отсыпается до 12 дня и снова уходит до 3 ночи. Ни о каких ужинах или совместном выезде на работу при таком режиме не может быть и речи. В этом случае разве Вы бы, сидя на кухне одна или с дочерью, разве не смотрели бы с тоской на пустое место за столом, где мог бы сидеть Ваш муж? Разве не мечтали бы о том, что вот он приходит вечером (а не ночью) домой и Вы кормите его ужином, потом ложитесь спать, а утром вместе везете дочку в школу? Разве в таком случае Вы бы не завидовали женщинам на работе, которые говорят «мне надо мужу ужин приготовить»?
Добрый вечер. Мой муж знает, что для меня рутина каждый день готовить и предлагает по пятницам пойти в кафе поужинать, он не прихотлив в еде и часто предлагает скушать на ужин какой то полуфабрикат, чтобы не готовить долго. Муж действительно хороший, понимающий и любящий. И если он задерживается на работе, то жду его с горячим ужином. Для меня всегда важно кушать всей семьей. Часто выручает и мама и предлагает заехать к ней и поужинать у неё. Я делаю эти “надо’ на автомате. Это не значит, что я жалуюсь на судьбу и считаю что эти «надо» делают мою жизнь несчастной.
Здравствуйте, mamochka.
А вопрос не только в том жалуетесь ли Вы на судьбу или нет. Вы испытываете раздражение.
Вот Вы сказали, что вам «надо» накормить мужа ужином, собрать дочку утром в школу и собраться самой, выйти вовремя. В процессе ( если что-то идет не так, что-то мешает Вам делать эти «надо» как автомат, как робот) Вы раздражаетесь.
Когда человек раздражается, если что-то выводит его из состояния автомата при выполнении каких-то действий, значит ему по-человечески в них участвовать вообще-то не хочется.
Чтобы не чувствовать это «не хочу» он максимально старается притупить человеческую чувствительность — превратиться в автомат для «нужных» действий. И мужу, и Вам это удается. А дочка еще не умеет превращаться из человека в автомат и свое «не хочу» отлично чувствует. И демонстрирует. И мешает по утрам «работать как часы» маме-автомату и папе-автомату. А маме-автомату, видимо, еще и по вечерам, когда она готовит ужин или делает еще какие-то «надо».
Я Вам предлагаю выйти из состояния автомата. И почувствовать, что на самом деле большую часть Ваших «надо» Вам хочется делать. И Вы бы страдали, если бы были их лишены. Понимаете меня?
Добрый вечер, да, я поняла Вас Селена с примером о лишении у других таких действий, что мне доставляют раздражение , кто-то не имеет семьи, любимого мужа которого необходимо накормить и ребёнка, которого необходимо собрать в школу. Я понимаю и согласна с Вами.
Здравствуйте, mamochka.
Постарайтесь где возможно избавляться от состояния автомата. «Включайтесь» в процесс и получайте от него сначала удовлетворение, а потом и удовольствие. И напишите, как у Вас получается, и что Вы испытываете в состоянии «включенности» в процесс.