Здравствуйте, Selena!
Завершилось мое ожидание и у меня родилась дочка — моё солнышко, моя радость, моё счастье!
Для меня всегда ценны Ваши советы.
Сейчас у нас с дочей все хорошо. Только вот мучают колики и дочка часто тужится, так как не может сходить в туалет «по большому». Очень жалко малышку, что она так мучается. Видимо, сказывается то, что она уже успела поболеть и ей прокололи курс антибиотиков. Сразу после рождения моя малютка ходила в туалет по большому чуть ли не при каждом кормлении, а теперь где-то 3 раза в день, но все равно очень мучается и может тужиться чуть ли не пол дня. Кроме того, конечно, сказывается, что у меня очень мало молока и я кормлю ее смесью. Конечно же даем ей и лактобактерии, и бифидум. Греем пеленкой животик, выкладываю ее на мой живот.
Здравствуйте, mamochka.
Нет, скорее всего, это просто любимая игрушка по имени «Папа» — по созвучию. Это не у нее, а у Вас «папа» (дочкин) — больной вопрос, поэтому и Вы готовы видеть детскую обделенность везде, где представится такая возможность. А у нее этого пока еще нет. Но скоро будет, если Вас будет очень сильно беспокоить отсутствие у дочки отца.
Selena, спасибо за Ваши комментарии. Очень помогают. Подскажите о чем говорит мастопатия? Раньше меня никогда грудь не беспокоила, в июле делала УЗИ груди, все в норме. А в ноябре на профосмотре удивил вопрос врача не болит ли перед месячными грудь. И врач сказал, что надо наблюдаться, что у меня мастопатия. А уже через месяц начала сильно болеть грудь, особенно перед месячными. Ещё в последние дни выделяется молозиво из обеих грудей, хотя давно ребёнка не кормлю. На пролактин не стала сдавать потому что менстуальный цикл в норме. О чем может сигнализировать организм? Немного тут почитала темы. Вроде бы грудь связана с моей матерью?
Здравствуйте, mamochka.
Грудь связана с материнством как таковым (и тем, что с ним ассоциируется — забота о ком-то, присмотр, кормление опять же).
Мастопатия может быть связана и с Вашей мамой (и с ее судьбой, которую Вы транспонируете на себя, делая вывод о горькой судьбе женщин и ненадежности или даже опасности мужчин), и с Вами самой: с чрезмерным беспокойством о ребенке, упреками самой себе о том, что Вы недостаточно позаботились о том, чтобы у ребенка было нормальное счастливое детство, упреками, адресованными другому человеку, по этому же поводу… Каждая по отдельности и все вместе эти причины могут вызвать мастопатию. Но пока она циклична, т.е. связана с месячными, она преодолима.
Здравствуйте, Selena!
Проанализировала Ваш ответ. Получается, что летом на УЗИ все было в норме, а в ноябре — уже начались проблемы с грудью. Что же изменилось в моей жизни в этот промежуток? Я вышла из отпуска по уходу за ребёнком на новую работу. Дочке садик не дали и с ней сидит бабушка. Я переживаю как там дочь со старенькой бабушкой, как бы с бабушкой чего не случилось, звоню периодически с работы. Маме 68 лет, ей тяжело с маленьким ребёнком. Но разве мои переживания чрезмерны и могут вызвать заболевание? Как же не переживать в таком случае?
Ещё удивлена тем, что моя дочь боится съезжать с горки на санках или ледянке. Я всегда была отважной и ничего не боялась, а она боится? Боится куда то залезть повыше, спрыгнуть. Это наверное связано с тем, что я дочь сильно опекаю? Даю ей мало свободы? В ней сидят МОИ страхи за её безопасность?
Здравствуйте, mamochka.
С дочкой сидит Ваша бабушка или мама? Что-то я не вполне поняла Вашу терминологию…
Здравствуйте! С моей дочкой сидит моя мама, те дочкина бабушка.
Здравствуйте, mamochka.
Ваша мама жалуется на здоровье, говорит, что устала, или выглядит усталой?
Добрый вечер! У моей мамы больная нога, она мою дочку догнать не может, вся улица ловит, когда они гуляют. Кроме того, у мамы часто высокое давление, гипертония. И в последнее время кашель и свист при дыхании. Я заставила её сходить в больницу в январе, там поставили диагноз бронхит. Мама в поликлинике подхватила вирус, заболела сильнее и мою дочку заразила. Все сильно болели. Больше мама не соглашается идти в поликлинику, а свист продолжается, ночью она задыхается. А дочка отказывается спать в своей кровати, хочет спать с бабушкой. Так что и ночью маме покоя нет.
Здравствуйте, mamochka.
Попробуйте поговорить с дочкой, разъяснить, что бабушке трудно за ней бегать, поэтому бабушку надо жалеть и не заставлять за ней гоняться.
И по поводу сна с бабушкой — тоже поясните, что бабушке надо отдыхать. Вы не думайте, что ребенок не способен понять такие вещи. Надо просто доходчиво объяснять и обращаться к ее (дочкиной) душе. Она ведь любит бабушку? Она ведь хочет, чтобы бабушка была здорова? Она поймет. И Вы выполните свою материнскую функцию (вернее, часть этих функций, а именно воспитывать дочку не эгоисткой, а чутким и отзывчивым человеком, учить ее обращать внимание на то, что происходит с другими людьми.
А если Вы свои материнские функции (или их часть) будете успешно выполнять (и будете знать это), то, возможно, Ваша грудь перестанет болеть.
Здравствуйте, Selena!
По поводу кровати я с дочкой конечно же разговаривала. Сначала она мне говорила, что её кроватка ей мала. Но я ей предложила купить новую большую и там чтобы она спала одна. Но дочь и в новой спать одна не соглашается, только с бабушкой. Даже меня с этой их кровати сгоняет, говорит:»мама, не надо тут сидеть, это бабина кровать».
По поводу бега теперь проблему решили. Дочь бежит по дорожке и обратно пока бабушка идёт только туда.
В выходной обнаружила в дочери неожиданное. Дочь всегда общительна, любила с детьми общаться и гулять с ними. На улице всегда подходила к какому-нибудь мальчику и говорила:»привет! Я Катя!»и махала рукой. А тут в выходной пошли на детскую площадку. Там была девочка маленькая. Дочь не стала к ней подходить, спряталась за меня, а потом кинула в эту девочку палкой. Пока мы с ней гуляли утром одни, то все было хорошо. Потом на площадку пришли ещё дети, дочь стала капризничать, держаться за мою ногу, прятаться за меня, потом и вовсе отказалась гулять. Спросила мою маму что случилось, она не знает. Какой то период «дикачества» что ли?
Здравствуйте, mamochka.
По поводу бега — очень хорошее решение.
А вот по поводу кровати — Вы как мотивировали для дочери необходимость спать не с бабушкой?
Вам надо очень четко дать мотив — бабушке надо отдыхать ночью и для этого ей нужно спать одной. То есть без никого. Хочет ли дочка, чтобы бабушка была здорова и чувствовала себя хорошо? Или ей все равно, как будет чувствовать себя бабушка, лишь бы ей самой было удобно? Думаю, дочка сделает правильный выбор.
«Какой то период «дикачества» что ли?»
А у Вас самой бывают такие вот ничем не объяснимые периоды «дикачества»? Если бывают, то, возможно, и у нее нечто подобное. Но если у Вас такого не бывает, если Вы начинаете сторониться каких-то людей или проявлять к ним агрессию, потому что у Вас есть на то свои основания, то почему Вы считаете, что у дочери должно быть как-то иначе?
Скорее всего, кто-то из детей ее чем-то обидел или напугал, а бабушка могла не заметить. Если бабушка не припоминает ничего такого, попробуйте спросить у дочери (лучше с помощью вопросов, на которые нужно отвечать «да» или «нет»). Даже если она не ответит на какой-то вопрос, по ее реакции Вы сможете судить, попали ли Вы в точку…
Здравствуйте, Selena!
С кроватью дочери никак не получается. «Катя, бабушка болеет и ей нужно спать одной. А ты будешь спать в своей кроватке.» -«нек». «Катя, ты же хочешь, чтобы бабушка была здоровой и ночью отдыхала? Тогда нужно спать в своей кроватке» -Нек. Она маленькая». -«может быть хотя бы два денёчка, чтобы бабушка выспалась?». -«Нек» (забирается на кровать и ложится). «Пойдём тогда спать со мной, в мою кроватку?» -«Нек» и плачет.
«Нек» — это дочь говорит слово «нет».
Бабушка днём с дочкой разговаривает, дочь соглашается спать одна, а к вечеру истерика и никак.
Selena! Я подумала, может у дочки нехорошие ассоциации с её кроваткой? У неё с маленького возраста проблемы с дневным сном. Приходилось часа по 3 её укладывать разными способами, потом уже даже ругаться. Помогало только оставить дочь одну в кровати и уйти в другую комнату. Где-то через час после истерик она могла уснуть. Но однажды около двух лет дочь выпрыгнула из кровати и упала. С тех пор мы её в кровати не оставляли одну и заставлять спать днём перестали. Она у нас не спит днем, просто укладываем её вечером в 8 часов. Может быть вот эти воспоминания о том, что в этой кровати дочь заставляли спать и приводят к тому, что она не спит в кроватке?
После сегодняшнего вечернего разговора ребёнок постелил подушку на пол и лёг спать на пол, правда ненадолго.
Здравствуйте, mamochka.
Да, у Вашей дочки, несомненно, нехорошие ассоциации с ее кроваткой: одиночество и боль. Причем воспоминания об одиночестве, безнадежном одиночестве, когда кричи — не кричи, никто не придет, более болезненные, чем воспоминания о физической боли (когда она упала). Очень может быть, что физическую боль она уже не помнит, а вот ощущение горькой тоски (когда ее оставляли в кроватке несмотря на рыдания) с этой кроваткой связаны прочно.
Лучше всего сменить кроватку (чтобы вообще не была похожа на ту, детскую) и даже место ее расположения. И смену кроватки надо проводить торжественно — на глазах у ребенка, обязательно с пояснениями.
Оптимально было бы сначала сообщить дочке, что эту кроватку, которую она не любит, мы уберем, а для нашей любимой девочки найдем другую кроватку, которая ее будет любить, обнимать матрасиком и подушкой, охранять ее сон, и которую она (девочка) тоже будет любить. И перед тем, как покупать новую кроватку, обязательно показать ее дочке и спросить — нравится она ей или нет, хорошая кроватка или нет, добрая ли, ласковая ли. Можно купить б/у, если ребенок сам сможет ее увидеть перед покупкой и оценить. Не обязательно, чтобы кроватка была новая и красивая, спрашивайте у дочки — именно добрая ли она (дети чувствуют энергетику лучше и тоньше, чем взрослые). Ну, и сами постарайтесь почувствовать, понравиться ли кроватка дочке…
А тот факт, что ребенок лег спать на пол, говорит о том, что она готова с Вами сотрудничать в этом вопросе…
Здравствуйте, Selena!
Очень важно Ваше мнение. Дочке сейчас 3,5 года, с сентября ходит в детский сад. Общается в группе больше с мальчиками. В сад ходить не любит, каждое утро скандал: «Не хочу я в садик. Меня там ругают.» Про ругают может и выдумывает, так как пытаясь узнать причину такого отношения к саду, я спрашивала не ругают ли ее там. Для дочки очень важно, чтобы ее хвалили. Воспитатели детского сада две женщины в возрасте, пенсионерки. Одна из них очень строгая, я про себя ее называю «старуха Изергиль». Вторую воспитательницу дочка очень любит, та спокойная, добрая, поет им песенки, танцует с ними.
Не так давно я заметила, что дочка стала постоянно вытирать уголки губ руками. Я подумала, что у нее треснули уголки губ, но дочка сказала, что у нее «слюнки». Я пробовала мазать ей бальзамом губы, говорила, что грязными руками занесет в рот грязь, хвалила ее пухлые красивые губки. Но.. непрерывное теребление губ продолжается и я поняла, что это нервное.
У дочки в саду проблемы с дневным сном. Ее даже переложили на отдаленную кровать у стены, чтобы другим не мешала спать. Дочка часто говорила, что не любит сад, что ее там спать заставляют. Но эта проблема была с самого начала, а теребление губ началось недавно.
Что в семье? С нами после смерти отца живет моя мама, бабушка 70 лет. Я с ней часто ругаюсь, считаю, что дети должны жить отдельно от родителей, стараюсь сдерживаться, но срываюсь. Мама моя жила с отцом в квартире, там сто лет не было ремонта. Мне сейчас вкладываться в ремонт старой квартиры не вижу смысла и нет таких средств. Предлагаю маме продать эту квартиру и купить меньшей площади. Но мама против. Она вообще после смерти папы сразу собралась умирать и тяжело постоянно это слушать.
Здравствуйте, mamochka.
Если Вы понимаете, что Вашей дочке очень важно, чтобы ее хвалили, и подозреваете, что «старуха Изергиль» ее не хвалит, а ругает, то почему бы Вам не поговорить с этой воспитательницей? Объясните, что девочке это важно, и попросите быть с ней помягче и хвалить ее почаще — разумеется, по делу, а не просто так. Воспитательницы не могут за пару недель или месяцев узнать каждого ребенка так, как знает мама. Мама должна помочь — и воспитательнице, и своему ребенку.
Что касается «слюнок», то маловероятно, что это связано с садом. И вопрос не в тереблении губ, а именно в наличии «слюнок». Вам надо больше доверять дочери, говорит «слюнки» значит, скорее всего, «слюнки» и есть. Гиперсаливация (повышенное слюноотделение) может быть обусловлена ростом зубов, заболеваниями ЖКТ, глистами. Неврологической она тоже может быть, но это — диагноз исключения (то есть если ничего другого не находят, то говорят, что это нервное). Так что если у дочки сейчас не растет ни один зуб, то проверьтесь на глисты.
«Я с ней часто ругаюсь, считаю, что дети должны жить отдельно от родителей, стараюсь сдерживаться, но срываюсь.»
Когда родители становятся старенькими и нуждаются в уходе, то вопрос о том, должны ли дети жить отдельно от родителей, приобретает совсем другой смысл. Если родители здоровы и относительно молоды, то взрослые дети должны становиться самостоятельными и жить отдельно. Но если родители немощны, то должны ли дети относиться к ним как к обузе или даже бросать их и жить отдельно?
Если мама живет с Вами, а денег на ремонт старой квартиры нет, то почему бы ее не сдавать? Так и деньги на ремонт можно накопить.
«Она вообще после смерти папы сразу собралась умирать и тяжело постоянно это слушать».
Попробуйте подумать не о себе (и о том, как Вам тяжело), а о ней. Когда Вам будет 70 и Вы будете слышать о том, что кто-то Вашего возраста (чуть старше или чуть младше) умер, Вас неминуемо будет посещать мысль, что и Вы скоро тоже покинете этот мир. Эта мысль будет пугать Вас и печалить — редко кто хочет умереть вскорости, хотя все мы понимаем, что смерть неизбежна. Вашей маме сейчас тяжелее, чем Вам — Вам просто тяжело слушать про то, что мама умрет, а ей каково — думать об этом, знать, что это случится, и знать, что это случится скоро? Вам бы надо успокоить ее, сказать, что отец был старше, да и образ жизни вел не самый здоровый, и женщины вообще живут дольше мужчин, так что она, может, еще внучку замуж выдаст и с правнуками будет нянчиться. Найдите для нее позитив в будущем — и она не захочет умирать в ближайшее время.
Но и Вам не надо зарывать голову в песок. Пожилые люди умирают, и Ваша мама тоже может умереть в весьма ограниченный период времени. Никто не знает, сколько ей отпущено — 5 лет, 10 лет, а может всего год или два. Так постарайтесь, чтобы это время, которое Вы еще проведете вместе с ней, осталось в воспоминаниях Вас и Вашей дочки, как счастливое, веселое, светлое. Это, конечно, зависит не только от Вас, но и от Вашей мамы. Но ей сложно выйти из кризиса ожидания смерти самостоятельно — ей должны помочь близки и любящие ее люди — Вы и Ваша дочь.
Здравствуйте, Selena! Со строгой воспитательницей пробовала выяснять отношения. Как то по началу был случай, когда мне не сообщили, что ко дню матери собирают фотографии мам и детей для плаката в группе. Потом передали, что у Дочки длинные ногти и надо стричь короче. Я не выдержала и пошла в сад, так как утром дочке в тот день бабушка ногти стригла. Дочка меня вечером спрашивала про фотографии в группе: почему моей мамы на той газете нет, где все мамы любимые? Причём претензии воспитательница высказывает не лично родителям, а при всех родителях и детях. В итоге я высказала воспитателю свои претензии, отдала нашу с дочкой фотографию, чтоб нашли для неё место (хотя места уже не было). Объяснила, что не буду ногти стричь под корень( у дочки просто длинная форма ногтей). И чтобы претензии воспитатели говорили лично. В итоге — Катю отложили спать от окна к стене со словами: «она не даёт никому спать». Ребёнок рыдал пол дня в саду.
Потом я решила действовать «пряником», стала на праздники дарить подарки воспитателям. Отношение к ребёнку улучшились, но Изергиль дочка все равно не любит.
По поводу глистов действительно надо проверить. Хотя не так давно проверяли, когда у ребёнка заболел утром живот. Толи она не хотела в сад, толи действительно живот схватило и резко отпустило. Зубы у нас вроде все выросли, я проверяла, дочке 3,5 года.
Selena, вы жестко — «бросать немощных родителей». Никто мою маму бросать не собирался. Мама не разрешает ни продавать квартиру, ни сдавать ее. У мамы старая хрущёвка и делать ремонт в ней нет смысла, дешевле попробовать обменять.
Про страх о неизбежной смерти у мамы — может быть. Но она даже к врачу отказывается идти, говорит «лучше быстрее умереть». Я понимаю, что с пожилыми людьми не просто, но срываюсь.
Спасибо за Советы
Здравствуйте, mamochka.
«В итоге я высказала воспитателю свои претензии, отдала нашу с дочкой фотографию, чтоб нашли для неё место (хотя места уже не было). Объяснила, что не буду ногти стричь под корень( у дочки просто длинная форма ногтей). И чтобы претензии воспитатели говорили лично. В итоге – Катю отложили спать от окна к стене со словами: «она не даёт никому спать». Ребёнок рыдал пол дня в саду.»
В результате разговора с воспитателем она нашла-таки место для Вашей фотографии на плакате? Или единственным результатом Вашего разговора с ней стало перекладывание ребенка к стене?
«Отношение к ребёнку улучшились, но Изергиль дочка все равно не любит.»
И правильно делает Ваша дочка, что не любит Изергиль. Детей не так уж просто обмануть имитацией хорошего отношения. Вы объясните дочке, что люди бывают разные — есть добрые, а есть не очень. Но это не страшно, что не все люди добрые — с ними тоже можно нормально общаться.
«Selena, вы жестко – «бросать немощных родителей». Никто мою маму бросать не собирался».
И прекрасно, что не собирался. Просто иногда люди не слышат, что говорят. Из-за этого возникают обиды и печали, которых могло бы не быть. Я Вам просто показала, как могут звучать в определенном контексте в общем-то вполне разумные высказывания. Когда Вы говорите, что считаете, что родители и дети должны жить отдельно (при этом мама живет с Вами и находится не в лучшем психологическом состоянии), учитывайте, как это может звучать. Чтобы не удивляться потом, почему, например, мама считает, что она для Вас — обуза и было бы лучше, если бы она тоже побыстрей умерла.
«Мама не разрешает ни продавать квартиру, ни сдавать ее».
А почему не разрешает? Она сама хочет там жить? Без ремонта?
Здравствуйте, Selena!
На плакате сократили надпись на плакате, убрали какой-то рисунок и в уголок нашу фотографию поместили. Другие родители в группе в детском саду тоже говорили, что дети плачут, не хотят в сад идти, когда эта воспитатель в смене с утра. Сегодня дочь была в саду в последний раз, потом мы в отпуск на неделю и сад на 2 месяца закрывают. Воспитатели будут другие. И то эта «Изергиль» умудрилась сегодня опять дочь на другую кровать переложить. Я об этом узнала уже от дочки по дороге домой. Я хочу дочь перевести в старшую группу, а не как всех во вторую младшую. Она у меня все умеет, это даже Изергиль признала. Но переживаю как психологически отразится на дочке, так как детки будут новые. Она у меня вроде бы общительная.
Дала дочке сироп от глистов. Но теребление губ продолжается. Наверное, я зря делаю иногда замечание дочке, чтобы она рот не трогала.
Не знаю, почему мама не хочет продавать квартиру и сдавать. Она говорит, что умрет, тогда делайте что хотите. Иногда когда мы ругаемся, то она говорит, что пойдёт туда жить без ремонта, как нибудь стену поклеит. Когда я предлагаю обменять, она говорит, что Ее на улицу выгоняют либо, что такую квартиру никто не купит.
Здравствуйте, mamochka.
«Я хочу дочь перевести в старшую группу, а не как всех во вторую младшую. Она у меня все умеет, это даже Изергиль признала. Но переживаю как психологически отразится на дочке, так как детки будут новые. Она у меня вроде бы общительная».
А что Ваша дочь думает по этому поводу? Как относится к тому, что в следующем году у нее не будет в группе знакомых и группа будет другая?
«Дала дочке сироп от глистов. Но теребление губ продолжается. Наверное, я зря делаю иногда замечание дочке, чтобы она рот не трогала».
mamochka, сироп от глистов не дают просто так, на всякий случай — как будто это глюкоза или аскорбинка. Зачем без необходимости, не выяснив причину, давать ребенку лекарства? Тем более что анализ на глисты не так уж сложно сдать. И глисты — это одна из возможных причин гиперсаливации (то есть чрезмерного выделения слюны). Это может быть и заболевание желудка или кишечника, и неврология, и психологическое. Надо последовательно исключить причины — от простого к сложному. Проще всего обследоваться на глисты (а не дать глистогонное), если их нет — проверить желудок и кишечник, если там все в порядке — тогда к неврологу. И пока не выяснили, что это — не давать никакие лекарства. И замечаний не делать ребенку — дайте ей платок, пусть вытирает слюнки платочком, чтобы не заносить инфекцию.
Здравствуйте, Selena!
Дочка соглашается на другую группу, говорит, что ещё одна девочка из их группы перейдёт в старшую группу.
Selena, на сколько я знаю, сдав анализ на глисты один раз ничего не высеешь. Поэтому и дала сироп. Хотя слюней я у неё не вижу, только вытирает уголки губ. Даю платок, бесполезно, все равно губы рукой трёт.
Здравствуйте, mamochka.
«Дочка соглашается на другую группу, говорит, что ещё одна девочка из их группы перейдёт в старшую группу.»
Если соглашается, то почему бы и нет? Главное, чтобы в старшей группе она не оказалась в изоляции и чтобы ей не пришлось доказывать, что она не «малявка» какая-то, а полноценный человек.
«Насколько я знаю, сдав анализ на глисты один раз ничего не высеешь. Поэтому и дала сироп».
Все антигельминтные средства в той или иной степени токсичны. Давать ребенку (особенно маленькому) токсичное средство «на всякий случай» — неправильно. Сходите к врачу, исключите все физиологические причины слюнотечения.
Если слюнок не видно — может у нее там заеды в уголках (они могут зудеть).
Попробуйте выяснить причину явления, прежде чем предпринимать действия, которые могут быть опасны. Не менее, а может, и более опасны, чем само явление.
Здравствуйте, Selena!
К педиатору, конечно, сходим. Только бесполезно. УЗИ у нас детям не делают. Анализы делают как попало. Один педиатр на пол дня на потоке смотрит детей. Только подхватим в очереди вирус очередной и все. В платных же клиниках ни за что не отвечают, отсюда и качество услуг. Если ехать в областную больницу, то замучаешься получать направление и дочь плохо переносит автобус, ее укачивает. Заездов не наблюдаю.
Сейчас ездили с дочкой в Питер к родственникам, начались сопли, вылечим и займёмся губами
Здравствуйте, mamochka.
То есть у нее нет заедов и — на Ваш взгляд — нет повышенного слюноотделения? Я правильно Вас поняла? Или «слюнки» все же есть?
Selena! Я дочку даже рот просила открыть, нет ни заездов, ни лезущих зубов. Спрашиваю дочку, что ей мешает когда губки трогает, отвечает «слюнки». Но слюней текущих не вижу.
Здравствуйте, mamochka.
Ощущение «слюнок» может быть связано не с повышенным слюнотечением, а с облизыванием губ. У нее есть привычка во время еды, разговора или даже просто так облизывать губы?
Здравствуйте, Selena!
Губы дочь не облизывает. Она только вытирает уголки губ. Причём, делает это и в спокойном состоянии.
Здравствуйте, mamochka.
А в неспокойном состоянии она чаще вытирает уголки губ или нет? Есть возможность это проследить, чтобы сделать вывод?
Добрый вечер, Selena!
Долго наблюдала за дочкой. Наверное, в неспокойном состоянии вытирает губы чаще. У нас сейчас вообще, наверное, кризис 3 лет. Дочь сильно капризничает. Не купили сегодня игрушку, закатила истерику с падением на пол в подъезде дома. Ещё какие то фобии.. Если она кушает и капнет даже чистой водой на футболку, то будет переодеваться. В день переодевается иногда раз по 10. Даже если руки моет и капля попадёт на одежду, то все снимает и давай ей другую одежду.
Здравствуйте, mamochka.
То, что Вы описываете — это несколько разных явлений. И к кризису 3 лет, возможно, ни одно из них не имеет отношения.
Кризис 3 лет — это кризис «я сама». Ребенок отстаивает свое право на свое мнение, свои решения, самостоятельную деятельность и т.д. Если ребенок капризничает в этом ключе — например, требует надеть ту одежду, которую он сам хочет и категорически отказывается от предложенной мамой или бабушкой — тогда да, это кризис 3 лет.
Но если ребенок требует купить игрушку и закатывает истерику при отказе — это не совсем кризис 3 лет, это обычное «продавливание» — т.е. попытка заставить взрослых (путем разных манипуляций, одна из которых — истерики с падением на пол) выполнять все детские желания беспрекословно. Манипуляции — вневозрастной способ воздействия на окружающих. Даже младенцы могут их применять. Но более-менее сознательно дети начинают это делать как раз в возрасте самоосознания, т.е. около 3 лет.
Скажите, что Вы сделали, когда доча закатила истерику и упала на пол в подъезде?
А вот переодевание (стремление к безупречной чистоте одежды) и вытирание губ могут быть явлениями одного порядка. Как она мотивирует — почему надо переодеться: потому что это грязное или мокрое? Как она себя ведет, если, например, ручки испачкает? Опишите что делает, какое у нее выражение лица при этом.
Здравствуйте, Selena!
Мой ребенок действительно отказывается от предложенной мной одежды и настаивает на выбранной ею. Получается, что я покупаю ей кучу красивых платьев, а выбирает она опять старые шорты, говорит, что эти «дырявые» джинсы носи сама и тд. Причем, раздражает, когда она одевается не по погоде, а что-то другое одеть на заставишь.
В ситуации с не купленной игрушкой действительно манипуляции. Я пытаюсь не поддаваться на провокации. Дочка упала в подъезде, я ее быстро подняла, так как она была в коротких шортах, а пол в подъезде не назовешь чистым. Взяла на руки и поставила в лифт, с криком и ором на весь подъезд, под осуждающие взгляды соседей дошли до квартиры, там ее раздела и сунула в ванну и включила прохладный душ, облила с ног до головы. Потом, когда она успокоилась, вынесла из ванны, она уже улыбалась и ворковала как ни в чем не бывало. Объяснила, что покупаю ей игрушки, когда могу и что она поступила «нехорошо» и так вести себя не красиво и в подъезде еще люди живут.
Но дочь как будто не слышала и переводила разговор на другую тему.
Переодевание. Вчера мыли с ней руки, она капнула на футболку, причем пятно было на столько мало, что я его еле увидела. Но дочь завопила: мокро, показывая пятно и потребовала другую футболку. Если ей в такой ситуации не уступить и не переодеть, то она будет плакать, кричать, чтобы ей дали другую одежду и что ей холодно и мокро.
Если испачкает ручки, то тоже требует полотенце, салфетку и тд, если сопли из носа потекли, то тоже будет нервничать и требовать платок. Выражение лица недовольное, будет топать ногой и орать.
Добрый вечер! Ещё я заметила, что дочь вытирает уголки губ, когда ест. Ест и постоянно вытирает. Руки идёт теперь мыть, то снимает футболку.
Здравствуйте, mamochka.
«Получается, что я покупаю ей кучу красивых платьев, а выбирает она опять старые шорты, говорит, что эти «дырявые» джинсы носи сама и тд.»
Попробуйте регулярно спрашивать ее мнения при покупке чего-нибудь для нее (как тебе, нравится — не нравится?) В идеале — одежду покупать вместе с ней, позволяя ей выбрать самостоятельно что-нибудь (не обязательно всю одежду, по возможности). В процессе можно прививать вкус, говорить о сочетаемости цветов, стилей и т.д. Но не безапелляционно, а как со взрослым, но не очень опытным человеком.
Кстати, очень неплохо работает (снимает остроту конфликтов на тему одежды), если Вы у нее спросите ее мнение на предмет, что Вам лучше надеть. Если она предложит Вам что-то не по погоде — как раз удобный случай, чтобы научить ее учитывать погодные условия. Допустим, она предлагает Вам надеть легкое платье, Вы говорите «Да, платье красивое, конечно, но как думаешь, я в нем не замерзну сейчас? там ведь дождь идет и холодно. Может, что-нибудь потеплее надеть?» После того, как она подберет Вам более теплое что-то, Вы спрашиваете — «а ты что наденешь?» Вероятнее всего, она сразу выберет для себя что-то потеплее. Но если она выбирает не теплое, Вы повторяете свои реплики, только уже в применении к ней: «Да, отличные шорты, удобные и красивые. Но как думаешь — ты в них не замерзнешь? Вон какой ветер холодный! смотри, как птички съежились, им холодно, лапки поджимают. И твои лапки могут замерзнуть…»
«В ситуации с не купленной игрушкой действительно манипуляции. Я пытаюсь не поддаваться на провокации. Дочка упала в подъезде, я ее быстро подняла, так как она была в коротких шортах, а пол в подъезде не назовешь чистым. Взяла на руки и поставила в лифт, с криком и ором на весь подъезд, под осуждающие взгляды соседей дошли до квартиры, там ее раздела и сунула в ванну и включила прохладный душ, облила с ног до головы. Потом, когда она успокоилась, вынесла из ванны, она уже улыбалась и ворковала как ни в чем не бывало. Объяснила, что покупаю ей игрушки, когда могу и что она поступила «нехорошо» и так вести себя не красиво и в подъезде еще люди живут.»
Ну, в данном случае Вы отчасти поддались на провокацию. Провокация ведь не сиюминутная штука, ее задача не столько в том, чтобы немедленно сейчас заставить Вас купить игрушку, сколько в том, чтобы в будущем Вы ожидали неприятностей, если вдруг не купите ей что-то или не сделаете что она хочет.
Вы стеснялись соседей, чувствовали себя неловко, переживали за то, что она в шортах и на грязном полу — значит манипуляция на Вас подействовала.
Было бы лучше, если бы она (ведь она любит чистоту) осознала, что лежит на грязном полу. Причем, желательно, чтобы не Вас это напрягало, а ее. В таких ситуациях в чувство ребенка приводит нестандартная (то есть не ожидаемая ребенком) реакция родителей. В Вашем случае это могло бы быть что-то вроде спокойного наблюдения: «Кажется, ты легла спиной на собачью какашку. Ну-ка дай я посмотрю. А-а-а, нет, показалось. Но футболка у тебя грязная стала прегрязная. Что, будешь еще валяться или пойдем домой переодеваться?».
На некоторых детей хорошо действует непонимание родителей: «А ты чего лежишь? Устала?» Но это, конечно, в том случае, если ребенок не заходится в крике.
Если ребенок орет, то надо действовать так, как действовали Вы: сгрести в охапку и нести молча домой.
При последующем разговоре лучше избегать слов с приставкой «не». Не «нехорошо», а «плохо», не «некрасиво», а «отвратительно». Даже взрослое сознание плохо фиксирует смысл слов с «не», особенно в истерике, панике, шоке и других стрессовых состояниях. Вместо «Не беги» надо говорить «Стой» (иначе человек будет продолжать бежать, пока до него дойдет отрицание). Вместо «не двигайся» — «замри». Все характеристики и все команды должны звучать утвердительно. К тому же «нехорошо» и «некрасиво» звучат неуверенно и неопределенно. А в случаях с манипуляциями формулировки должны быть очень четкими.
«Но дочь как будто не слышала и переводила разговор на другую тему.»
Возможно, ей было стыдно. Детям вообще-то всегда стыдно, когда они поступают плохо (а она была в курсе, что поступила плохо — еще до того, как Вы ей об этом стали говорить). Но если внешние обстоятельства позволяют, они продолжают это делать — и потом стыд как бы стирается, становится не таким острым (а у некоторых и вообще исчезает). Поэтому очень важно пресечь детские манипуляции на ранних этапах. Длинных нотаций не нужно. И обсуждение поступка — развернутое — тоже ни к чему. Достаточно, если Вы коротко, четко и эмоционально охарактеризуете ее поступок.
Хорошо бы после этого дать ребенку время на осознание (он состыковывает свои ощущения стыда с Вашей характеристикой поступка как очень плохого). Для этого после того, как Вы сказали, что так себя вести плохо, можно заняться своими делами, не обращая на ребенка особого внимания. Если ребенок делает вид, что ничего не произошло, порывается с Вами играть — можно сурово сказать, что Вы на него еще сердитесь (и не играть с ним, как обычно, не читать, не целовать, не щекотать и т.д., в общем не делать того, что обычно Вы делаете из того, что доставляет ребенку удовольствие). Но очень долго быть суровой тоже не надо (ребенок уже забудет, за что Вы на него сердитесь, просто будет страдать из-за маминой холодности, а толку никакого). И если Вы видите, что ребенку сразу стало стыдно — тоже можно сразу смягчиться и не продолжать нотации: «Я вижу, что тебе стыдно. Надеюсь, ты все поняла? Если да, иди ко мне, почитаем книжечку»
«Переодевание. Вчера мыли с ней руки, она капнула на футболку, причем пятно было на столько мало, что я его еле увидела. Но дочь завопила: мокро, показывая пятно и потребовала другую футболку. Если ей в такой ситуации не уступить и не переодеть, то она будет плакать, кричать, чтобы ей дали другую одежду и что ей холодно и мокро.
Если испачкает ручки, то тоже требует полотенце, салфетку и тд, если сопли из носа потекли, то тоже будет нервничать и требовать платок. Выражение лица недовольное, будет топать ногой и орать.»
А как Вы относитесь к соблюдению чистоты? Если что-то пролилось или испачкалось, раздражаетесь?
Здравствуйте, Selena!
Как я отношусь к чистоте? Бывают, конечно, у меня приступы чистоты. Но не до маразма. Запомнила рассказы моей мамы о моем детстве. Что воспитатели в детском саду удивлялись, что я не пойду в группу с прогулки пока не вытряхну весь песок из сандалей, не отряхну каждую песчинку с носочков. Но для меня непонятно, когда я зову знакомую отдыхать на природу, в бор жарить шашлыки, а она говорит: «Я не пойду. Мне дома убираться надо».
Если я испачкаюсь, то по возможности, переоденусь. Но если это вода, как в случае с дочкой, то подожду пока высохнет.
Когда с дочкой приходим с прогулки, то дочь отказывается мыть руки по причине страха измочить одежду либо (если я ее увлеку игрой с пеной в раковине) будет кричать, что струю воды надо сделать очень маленькой, чтобы не обрызгаться.
Когда дочь садится кушать, то вижу, что она сомневается: не есть вообще, снять футболку или замотаться полотенцем, чтоб не капнуть на одежду. Раньше, когда дочь была меньше, то я ругала ее, что она испачкала одежду, что нужно наклоняться над тарелкой. Может это сыграло роль?
Здравствуйте, mamochka.
Я думаю, что то, что Вы ее ругали за испачканную одежду, сыграло не последнюю роль, а, может, и стало главной причиной.
Возможно, и Ваше детское вытряхивание песчинок — результат маминой/папиной насильственной сверхчистоплотности (возможно, Вас тоже ругали за то, что Вы песок домой приносите, и Вы стали охотиться за песчинками).
Как по Вашим ощущениям, мама, когда рассказывала о том, как удивлялись воспитатели, говорила это с некоторой гордостью за Вас, маленькую чистюлю?
Добрый день, Selena!
Моя мама действительно с гордостью рассказывает эту историю с песком на ботинках до сих пор. И то, что другие дети маленькими описаются в коляске и так мокрыми гуляют дальше, а я не могла пролежать мокрой и минуты и сразу начинала громко плакать.
А у нас теперь у дочки такая же ситуация с песком. На детской площадке нет покрытия, а лежит песок. Дочка делает шаг, в сандали засыпается песок, она снимает сандалик, вытряхивает, потом делает еще шаг и история со сниманием ботинка повторяется. Потом дочь не выдерживает и просит до лесенки горки ее донести на руках.
Selena, т.е Вы думаете, что вытирание уголков губ — это тоже дань чистоте рта? Мне кажется, что у дочки это уже фобия.
Здравствуйте, mamochka.
«Selena, т.е Вы думаете, что вытирание уголков губ — это тоже дань чистоте рта? Мне кажется, что у дочки это уже фобия.»
Так и у Вас (с вытряхиванием песчинок) — тоже было нечто вроде фобии (я говорю «нечто вроде фобии» потому что этот термин условный, не воспринимайте его как окончательный диагноз, у Вас мог быть и невроз, а фобия — это уже, как правило, психоз). У Вас была слабая степень (которая еще очень похожа просто на чистоплотность и ее не так-то легко отличить).
Наши дети всегда усиливают наши «заморочки» и доводят их до абсурда — чтобы было понятно, что это не любовь к чистоте, а конкретная психологическая проблема. Причем не у Вашей дочки, а вероятнее всего — еще у Вашей мамы, потом (сильнее) — у Вас, а потом уже в более выраженной форме — у Вашей дочери.
А Ваша дочка в песке играет? Ну, там лепит куличики, строит замки, просто набирает в ручки песок и насыпает его горкой?
Здравствуйте, Selena!
Раньше дочь играла в песочнице, с собой на улицу носила целый пакет лопаток, формочек, мельницу и тд. Теперь — нет, говорит, что уже выросла. Дома как то и в кинетический играла. Но именно дома я, каюсь, строго следила, чтобы она играла именно в пределах «песочницы» и не раскидывала песок по комнате.
Но я как то недавно видела, что дочь подошла на улице и стряхнула песок на землю с ботиков песочницы, т.е. для не это не было грязным.
Здравствуйте, mamochka.
Вам нужно как-то постараться смягчить то, что уже сделано. Пока еще возраст у ребенка такой, что, возможно, и обойдется.
Во-первых, надо снять напряженность по поводу чистоты. Поменьше замечаний на эту тему в семье (вообще). Дочке ни в коем случае не делайте превентивных замечаний: то есть не говорите — не делай того-то, потому что испачкаешься или что-то испачкаешь. И старайтесь не ругать, если это произошло — просто привлеките ребенка к стирке или уборке, но не раздраженно, не в наказание, а просто и естественно — когда что-то пачкается или проливается, это что-то моют или стирают или вытирают.
Во-вторых, надо попробовать исправить то, что уже сделано. Купите дешевую чисто белую футболку (можно для себя и для дочки одинаковые), возьмите краски (есть специальные краски, которыми можно рисовать руками или для раскраски лица) и разукрасьте свои футболки ладошками: мама окунает руку в краску и ставит пятерню на футболке, и дочка тоже окунает ладошки в краску и ставит свои отпечатки на футболке. Разноцветные ладошки на белой футболке — это красиво и не грязно. Но испачкаться придется и это будет весело: можно носы друг другу разукрасить в процессе, усы нарисовать и т.д. Отмываться потом — тоже весело. Можно и бабушку привлечь. Инициатива должна исходить от Вас, потому что дочка ориентируется на Вас и Ваше стремление к чистоте доводит до абсурда и невроза. Если в процессе дочка капнет краской на себя — отнеситесь к этому творчески (подрисуйте что-нибудь к капле, чтобы получилась рожица или цветочек). Надеюсь, у Вас получится.