Как научиться писать грамотно «на автомате»? Правила знаю, но применять не успеваю. Пишу тексты… Пока пишу, о грамматике не думаю… Потом перечитывать приходится, а свои ошибки находить всегда сложнее. Говорят, что надо больше читать! Врут! Не помогает. Читала, читаю и буду читать очень много. Другие говорят, что надо больше писать. Тоже неправда! Очень много пишу.
Начнем с того, что писать грамотно на «полном автомате» не может никто. Даже человек с так называемой «автоматической или врожденной грамотностью» время от времени «зависает» — забывает, как писать то или иное слово, и переходит с «автомата» на «ручной режим».
Разница между тем, кто пишет грамотно «на автомате», и всеми остальными заключается в количестве слов (фраз), которые не требуют перехода на «ручной режим». Это бросающаяся в глаза и отслеживаемая разница.
Есть еще одно отличие – в механизме управления, контроля. Оно менее очевидное, чем количественная разница, хотя по сути — то же самое. «Автоматчики», выключая «ручной режим» контроля грамотности (сознательный), переходят на фоновый контроль (можно сказать, подсознательный). Все остальные просто перестают контролировать грамотность или контролируют урывками и хаотично – какое-то количество слов пишется под контролем подсознания (автомат), какое-то — под контролем сознания (ручной режим), какая-то часть – без всякого контроля.
Тот, кто хочет научиться писать грамотно «на автомате», таким образом, должен решить минимум 3 задачи:
1)Набрать базу для фонового контроля.
Как ее набирают? Просто запоминают много-много слов в их графическом виде. Для этого, собственно, и советуют много читать. Но чтение хорошо работает в детстве. Взрослый разум уже не так охотно запоминает графические образы, он больше ориентируется на смысл, распознавая и идентифицируя смыслы, даже если слова, написаны с ошибками. Существуют специальные методики «натаскивания» взрослой памяти на запоминание именно графических образов слов (лишенных смысла). Можно воспользоваться. А потом читать уже с «натасканной» памятью, чтобы набрать базу.
Знание правил русского языка при наборе словарно-графической базы для фонового контроля совершенно ни к чему. (Оно необходимо в режиме «ручного контроля», который, как я уже сказала, обязательно работает время от времени и у «автоматчиков»).
2)Сделать эту базу доступной для использования без контроля сознания (создать пути, по которым система фонового контроля будет обращаться именно туда, и только туда, и отработать их).
Как это делают? Часть слов у Вас уже лежит в этой базе и прекрасно используется для контроля в фоновом режиме – это те слова, в которых вы никогда не делаете ошибок (опечатки не в счет). Берем слова, в которых Вы часто делаете ошибки (хотя знаете, как надо писать) и пишем их в разном виде (на компе, вручную прописью, вручную печатными буквами, еще как-нибудь) много-много раз (кому-то достаточно 2-3 листов, кому-то нужно 10 и более). Как правило, методики обучения «автоматической грамотности» включают помимо тренировки еще и контрольные задания – их тоже можно проводить самостоятельно (банальные диктанты из слов, только в очень быстром темпе, не позволяющем особо раздумывать).
3)Убедить свой мозг обязательно переходить на режим фонового контроля (а не пускать все на самотек, как он это делает обычно). Это – главная задача.
Вот это сделать очень сложно. Неграмотных (вернее, пишущих неграмотно) людей не увольняют с работы, не подвергают общественному порицанию, не прессуют никаким другим способом. Они практически ничего не теряют из-за своей безграмотности и практически ничего не выигрывают благодаря своей грамотности. Безграмотность не считается дурным тоном, безупречный русский язык необходим лишь специалистам по русскому языку. Вполне уважаемые и успешные люди пишут (да и говорят) так, что классики русской литературы переворачиваются в своих гробах, а учителя русской словесности старой закалки просто немеют. В таких условиях крайне сложно реально убедить себя в том, что постоянно контролировать грамотность речи и письма – крайне необходимо. Мозг не любит производить лишние действия, особенно если он и без того загружен. Мне кажется, что именно поэтому у Вас не получается писать грамотно «на автомате». Если бы Вы работали, например, корректором в каком-нибудь печатном издании с большой загруженностью, контроль грамотности у Вас быстро бы стал автоматическим (не надо было бы ни читать литературу в больших объемах, ни много писать), потому что за грамотность Вам бы платили, а за ошибки — наказывали. А так…
Можно попробовать убедить свой мозг. Найдите аргументы, которые докажут, что постоянный контроль грамотности – для вас не бесполезное и потому совсем не лишнее действие. Чем больше их будет, тем лучше. Эти аргументы нужны прежде всего Вам . Но если Вы их выложите сюда – будет интересно их проанализировать.